Прошло больше 10 лет с тех пор, как с докладом «Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России» академик Д.С. ЛЬВОВ выступил на заседании Президиума РАН в сентябре 2003 г. Доклад нисколько не потерял своей актуальности и сегодня.
Дмитрий Семёнович доказывал необходимость дополнительного изъятия у нефтегазовых компаний ренты (фактически — большей части прибыли), поскольку на долю ренты сейчас приходится 75% общего дохода, но поток рентных доходов в своей подавляющей части не попадает в государственную казну, а идёт в карман тех, кто оказался во властных или околовластных структурах, в криминальном бизнесе. Результатом нежелания властей заниматься справедливым распределением ренты от природных ресурсов, принадлежащих по конституции России народу, Д.С. Львов считал сложившуюся дикую ситуацию, когда легальный доход в стране составляет лишь 52%, а 48% – это теневой доход. Экономическую ситуацию в России (в 2003 г.) он обозначал как катастрофу, апатию народа России в этой ситуации – как синдром вживания в катастрофу.
В результате так называемых рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика. Одна экономика представляет как бы поверхностный слой, другая отражает действительное внутреннее содержание. Они удивительным образом не похожи друг на друга, проецируя на реальную жизнь два столь различных экономических образа России.
Первый образ – это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия.
Второй образ – бедная Россия со множеством жгучих социальных и экономических проблем.
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, на долю первой России приходится примерно 15% ее населения. На долю второй - 85%. Население первой аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений, хранящихся в банках, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Вторая Россия получает лишь 8% доходов от собственности и располагает 15% сбережений. Столь глубокого и стремительного расслоения населения по уровню доходов не знала еще ни одна из современных стран мира.
Еще в советское время был выдвинут тезис о том, что мы, дескать, плохо живём, потому что плохо работаем. На самом деле, мы плохо работаем, потому что плохо живём. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие сравнения.
На один доллар часовой заработной платы среднестатистический российский работник производит примерно в 3 раза больший ВВП, чем аналогичный американский. Такой высокой эксплуатации наёмного труда не знает ни одна развитая экономика мира. В процессе реформ в России осуществлена либерализация всех факторов производства, за исключением одного определяющего – труда, а более точно, заработной платы. В результате наш наёмный работник теперь вынужден обменивать свою нищенскую заработную плату, которая в реальном исчислении оказалась намного ниже советской, на продукцию и услуги, цены на которые вплотную приблизились к так называемым мировым, а во многих случаях их уже перешагнули. За годы реформ реальная заработная плата снизилась почти в 2,5 раза, а среднедушевой доход – в 2 раза. В то же время доля зарплаты в ВВП у нас с 1993 г. до 2003 г. упала с 39 до 30%, тогда как в США, Евросоюзе и Японии она стабильно держится на уровне 70-75 %.
Возникновение двух Россий – богатой и бедной – неизбежно, по мнению академика, вызвало глубочайший социально-психологический стресс у основной массы населения. Действительно, по утверждению авторов доклада Оргкомитета Пироговского съезда врачей в Москве (1995 год), свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма, наркомании, антисоциальных вспышек. Не случайно в общественной жизни столь рельефно стали проступать признаки нарастающего социального надлома: апатия и цинизм, разочарование и неверие народа в любые посулы власти, пассивное отношение к происходящим событиям, к политическим играм наверху. Из факта, что на один доллар часовой заработной платы среднестатистический российский работник производит примерно в 3 раза больший ВВП, чем аналогичный американский, академик делает вывод, что такой высокой эксплуатации наёмного труда не знает ни одна развитая экономика мира. Произошло резкое упрощение человека, сделав элементарность основной характеристикой его душевной жизни. Мы живем в «Новом Средневековье», наступление которого вполне точно предсказал Н.А. Бердяев.
Делая из анализа динамики демографических процессов вывод, что к середине XXI в. в России будет жить на 40 млн. человек меньше, чем сейчас, а русские будут составлять всего 38% населения страны, академик задавал естественный вопрос: «Чего же стоят наши экономические реформы, если русскому человеку они несут раннюю смерть?».
Как такое могло случиться в столь короткое время? Ответ достаточно очевиден.
Известно, что определяющая часть дохода страны формируется за счет нефти, газа, минеральных ресурсов и т. д. На долю сырьевой составляющей приходится не менее 60% всех поступлений в бюджет. Но также известно, что значительная часть дохода от продажи сырья минует казну и является источником сверхдоходов частных лиц, получивших права на эксплуатацию природных месторождений.
«Вернуть ренту народу» – название его книги и жизненное кредо. Воспользовавшись такими подсказками, правительство могло бы превратить двойственную и этим опасную богато-бедную пресыщенно-нищую Россию в просто богатую и счастливую. Механизмы перевода экономики в режим устойчивого роста в докладе изложены. Зарубежная практика позволяет легко выстроить такие механизмы. "Сверхдоходы" можно определять, исходя из средней рентабельности по промышленности (составлявшей 22-23%), как это делается в других странах, Норвегии например. Рента должна стать основным доходным источником на фоне снижения и постепенного вымывания обычных налогов. В Центральном банке Норвегии за счет рентных платежей создан фонд, средства которого используются для создания новых рабочих мест, новых технологий, поддержки науки и т. д. Рента работает, даёт приращение денег, и они расходуются, исходя из принятых приоритетов. Вполне можно взять эту схему за образец. Иная схема реализуется в Саудовской Аравии: там рентные доходы попросту раздаются населению. Но оно малочисленно, это путь не для нас.
Шанс пока ещё есть.
Абсолютно современно звучит высказывание Д.С. Львова в связи со скандальной ситуацией вокруг проекта «Сахалин-2»: «Вертикаль власти совершенно неудовлетворительна, когда превыше ставятся интересы бизнеса, а не интересы народа России».
Александр ПЕЦКО,
академик РАЕН