svidetelstvo

Материнство и Родина

12 Декабрь 2013 12:51

Мир русского слова

В.Перов. Странница в поле. 1879Исходное значение слова матьогромная, обширная, основная в жизни, что создало древнейший архетип матери, понятный человеку с рождения:матьопора всего сущего (ср. однокоренные слова матёрый, материк, матица), мать — корень всех человеческих начинаний и творческих устремлений, основа всяческого начала и конца. Привязанность к матери как к основе нашей жизни неизменно заставляет каждого возвращаться к родному очагу, искать здесь новых сил и новых вдохновений.

Своеобразие же русского национального сознания состоит в том, что архетип матери у русского человека напрямую соотносится не только с привязанностью к родившей его женщине, но и с любовью к родной земле, которая имеет отчётливые черты материнства.

«От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду», — так издревле говорили русские. «Земля еси и в землю пойдеши», — в лад исконному поверью вторит богослужебный чин. Это и есть понятие Родины. Ибо все мы рождены и живём в физическом, телесном смысле именно землёй, в ней лежит прах наших предков, из которого взрастает всё, чем кормятся новые поколения, и сами эти поколения в своё время тоже станут прахом — и почвой для потомков. Земля и впрямь рождает нас и носит на себе, и потому она — Родина, и потому она — Мать. «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей». «Как ни добёр кто, а всё не добрей Матери Сырой Земли: всяк приючает семью до гробовой доски, а земля приючает и мёртвого». «Нужна рыбе вода, птице вольная ширь поднебесная, а человеку нет ничего нужнее, как Мать Сыра Земля, — умрёт, и то в неё уйдёт».

 

З.Серебрякова. На лугу. Нескучное. 1912
З.Серебрякова. Погост. 1912

Но не всякая земля мать, а родная, та, где человек родился, ибо в ней лежат его отец и мать, деды и прадеды. Земля — это икона предков. И потому издревле перед лицом земли родной человек не мог солгать, и говорили в старину: «Не моги солгать — земля слышит!»И потому человек не смел выругаться чёрным словом, ведь по поверью у того, кто ругается матом, земля три года под ногами горит. А ещё русские твёрдо верили, что земля не принимает в себя после смерти тех, кто знается с нечистой силой, такие скитаются тенями среди живых, наводя страх и ужас, вот отчего колдуну в могилу вгоняли осиновый кол — чтоб не шастал по земле, раз она его не принимает, да не пугал добрых людей.

Клятвы перед лицом земли донесла до нас языковая память, то были обеты, слышимые поколениями предков: «В земле деды-прадеды лежат, из земли всякое слово слышат!» Считалось, что тяжких грешников земля ни на себе, ни в себе не держит, они проваливаются «сквозь землю», и потому в подтверждение добросовестности говорилось: «Да провалиться мне на этом месте!» А в древности клялись — «Не роди Мать Сыра Земля!», что равносильно молитве-оберегу «Не дай Бог!». И ещё сохранялась в народе клятва «Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки!», так говорили, принося обеты, осеняя себя правой рукой крестным знамением, а в левой держа ком земли. Братающиеся на жизнь и на смерть не только менялись крестами-тельниками, а порой вручали друг другу по горсти земли. Было поверье, что если собрать на семи утренних зорьках по горсти земли с могил заведомо добрых покойников, то эта земля будет спасать собравшего её от всяких бед и напастей.

Язычество дремучее! — вздохнёт кто-то, но ведь в русском христианстве сохраняется та же древность — и землю с могил святых Божиих носят православные как святыню, и в гроб почившего после отпевания кладут горсть освящённой земли.

А это поверье кому из современников не знакомо? — Кто не захватит с собой в чужедальний путь горсть родной земли, — тот никогда больше не увидит Родины. Отправляющийся в дальний путь человек потому и брал с собой родную землю, завязанную в тряпицу, что это частица мощей его прародителей, зримое благословение его народа. Вот что стоит за ныне ещё живой традицией.

Сколько русских поговорок, основанных на особом понимании Земли Матери, карающей и милующей, заботливой и суровой, водится в нашем быту до сих пор: сквозь землю бы провалился, земли под собой не взвидел, да как его ещё земля носит, хоть из-под земли достань, легче в землю лечь Это впечатано в нашу генетическую память, это нерушимый архетип нашего национального сознания: земля — Мать, земля — Родина, земля — икона предков, земля — кормилица, земля — целительница.

 

З.Серебрякова. Нескучное. Пахота. 1908
З.Серебрякова. Озими. 1910
З.Серебрякова. Нескучное. Поля. 1912

Именно кормилица и целительница! За что русский человек не уставал благодарить землю. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам народным, не даст хлеба, не то что досыта, а и впроголодь. Кто сыновним поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, выходя впервые по весне в поле, на гроб того она ляжет не пухом лёгким, а камнем тяжким. Больные, мучимые лихоманками, выходили раньше в поле, клали поклоны на четыре стороны и приговаривали: «Прости, Мать Сыра Земля!»А разве не знакомо это нам, когда в болезни, при смерти в дальней стороне, на чужбине человек сразу начинает стремиться к одному — вернуться на Родину. И именно действием инстинкта-архетипа можно объяснить, казалось бы, столь нерациональное завещание многих умирающих вдали от России — быть похороненными на родной земле и там упокоиться.

Многое из этих поверий уже утрачено, мы почти не осознаём, что родная земля — это икона наших предков и многотысячелетняя толща останков благочестивых родов. Мы не осознаём этого настолько, что на местах старых кладбищ, снося их бульдозерами, строят сегодня развлекательные центры и магазины. Мы не думаем о том, что нас из земли может кто-то услышать, и потому не стыдясь сквернословим, лжём, подличаем. А главное — мы стали воспринимать землю как окружающую нас среду. Да именно так — окружающую нас. А мы, стало быть, ныне живущие, — пуп земли. Каких только пакостей не претерпела от нас родная земля, мы вырубаем леса, поворачиваем реки, иссушаем болота, убиваем всё живое на родной земле, мы не думаем, что Она живая, что Она — святыня. Мы считаем её только источником ресурсов, доходов и прибылей. Добрый сын так с матерью не поступает.

А ведь земля — Мать. В архетипах нашего русского мышления искони и навеки записано: Земля — Мать. Вот все знают: охватит, обступит человека горе, надсмеётся злосчастье над его душой, задавит несправедливость или тоска, и кидается тогда горемыка ничком на землю, обхватывает её, родимую, руками, как пал бы в детстве на грудь к родной матери, выплачет своё горе, вырыдает всё, что на душе, и легче становится, а почему к земле приникает человек — кто ж знает? Да только сердце подспудно ведает старое поверье: «Держись за землю, трава обманет!» Держись за землю!

 

В.Сидоров. На тёплой земле. 1962
Н.Богданов-Бельский. Мальчик на траве. 1910

Но если Земля — Мать, а это в тайниках нашей души, в архетипах мышления живет несомненно, то мы-то тогда — её дети, сыновья и дочери. Материнство земли заложило в нас животный инстинкт Её защищать, заботиться о Ней как о Матери. Я повторяю — животный инстинкт. Все русские, родившиеся на русской земле, — по зову предков непременные защитники Родины, Матери Земли. Такая убеждённость на протяжении веков хранила Россию и русских от внешних нашествий. Кто бы пришлый ни явился к нам на Родину — не в гости, под какой бы личиной ни скрывался чужак, его намерения выявлялись по тому, как он обходился с Матерью Землёй нашей, с Родиной русской. Топтал её, терзал, разорял, губил цвет земли — поднималась, хотя порой и не сразу, сила русская, вздымались сыны Родной Земли, сколько бы их ни осталось, постоять за Мать. Не было в том русском гневе никакой корысти, ни защитить себя, ни заступиться за родню, ни отстоять свою собственность русские при этом не помышляли, они вставали именно за Родину Мать. Знают наши враги этот исконный инстинкт русский, потому и внедряют в наше сознание толерантность. То есть безразличие сына к матери, терпимость к тем, кто над Ней ругается.

В известном древнерусском стихе о Голубиной книге задаётся вопрос: «Которая земля всем землям мати?» И следует ответ: «Свято Русь земля всем землям мати». «Почему же Свято Русь Земля всем землям мати?» — «А в ней много люду христианского, они веруют веру крещёную, крещёную богомольную, самому Христу, Царю небесному, Его Матери Владычице, Владычице Богородице, на ней стоят церкви апостольския, богомольные, преосвященные, Они молятся Богу распятому…». Эти слова нельзя назвать проявлением русского шовинизма или самовозношения. Не только русские считали свою Родину матерью всех земель. Территорию, на которой располагается Русь, геополитики Европы и Америки называют Heartland, то есть «сердце земли». Такой видели нашу землю другие народы планеты, и это подтверждается новыми исследованиями глобального потепления климата. В то время как Западная Европа, Америка, Австралия, Африка будут подвержены ужасным катастрофам, по прогнозам учёных-климатологов, самым удобным и безопасным будет лишь одно место на планете — страна под названием Россия. Вот и зарились искони на нашу Родину-Мать завидущие глаза и загребущие руки чужаков, вот чем объяснялись нашествия вражьих сил на Россию, — разбавить, растворить русский народ, чтобы истребить и истощить его сыновнюю силу, когда придёт наш час постоять за Мать Сыру Землю — за нашу с вами русскую Родину.

Татьяна Миронова

Источник: Читательская гостиная РГБ